Проект «Как песня с оперой сдружилась»
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: март-апрель.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.
Образовательная область: музыка
Актуальность темы:
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.
Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, обеспечение нравственного возврата, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях жажды потребности в активной интеллектуальной деятельности. Я думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки.
Разрабатывая проект «Как песня с оперой сдружилась», я опиралась на опыт ученых авторов, работающих над этой проблемой. Таких как Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», на его авторскую программу «Музыкальная народная культура» и Савину А.
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. В песнях, как и других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребенка, условиям жизни, семь и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребёнка, подростка, взрослого человека.
Поэтому я и решила через русскую народную песню познакомить детей с наиболее сложным музыкальным жанром – оперой. Первые впечатления от встреч с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Вот поэтому проект «Как песня с оперой сдружилась» вводит дошкольников в мир музыки и народной песни, приобщение их к истинно прекрасному.
Цель: через русскую народную музыку облегчить понимание наиболее сложного для детей вида искусства – оперы.
Задачи:
- Закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня».
- Обогащать музыкальные знания с тем, чтобы дети по-новому взглянули на мир, полный красоты, музыки, поэзии.
- Знакомство с русскими народными песнями разного характера — хороводными, игровыми, трудовыми, шуточными.
- Накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами деятельности.
Основные направления проекта.
- Музыкальная деятельность
- Видеопрезентации
- Творческая деятельность детей
Предполагаемый результат:
- Дети познакомились с такими музыкальными жанрами, как хоровая песня, опера.
- Научить отличать вокальную музыку от инструментальной.
- Сформирована эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения и хоровое народное пение.
- Накоплен музыкальный опыт, расширены знания детей о народной культуре нашей страны.
Реализация проекта:
1 этап Подготовительный.
- Изучение методической литературы
- Создание видео и аудиотеки
- Разработка презентаций «Русская хоровая песня»:
- «Во поле берёзка стояла»
- «Ой, вставала я ранёшенько»
- «Жаворонок» Чайковского
- «Эй, ухнем»
- «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова
- Разработка перспективного плана, конспектов занятия
- Составить альбом «Русская песня»
2 этап Творческий