Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Методические рекомендации

Методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения у старших дошкольников

Автор:

Платова Инесса Владимировна,
старший воспитатель

  1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
    • регламентированный;
    • совместной педагога с детьми;
    • самостоятельной деятельности детей.
  1. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
    • в регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
    • в совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению  проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;
    • в самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм драматизациям.
  1. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
    • индивидуальные беседы;
    • консультации;
    • круглый стол;
    • родительские собрания;
    • анкетирование;
    • приглашение в группу на День открытых дверей.
  1. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
  2. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
    • обращайтесь по имени;
    • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
    • используйте тактильное прикосновение.
  1. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
  2. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение  вашей личности.
    • Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
    • Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную  целесообразность речи педагога.
    • Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых  этикетных формул и стереотипов.
    • Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные  интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
    • Постарайтесь избавиться от слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)
    • Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
  1. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как  « демонстрацию расположенности к нему» :спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
  2. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
  3. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
  4. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример  для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
  5. Умейте анализировать процесс общения.
  6. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

 

Литература:

Е.А. Алябьева « Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет». Сфера 2009г.

Т.А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». ТЦ Сфера 2010г.