Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Развитие дыхания. Активизирующие и релаксационные упражнения. Перспективное планирование

igry-rechevogo-dykhaniya-1

Развитие дыхания.

Активизирующие и релаксационные упражнения

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дошкольники, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д., поэтому мы всегда рекомендуем родителям воспитанников в обязательном порядке пройти консультацию у таких специалистов, как педиатр, невролог.

Неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены и недостаточным вниманием взрослых к речи детей. В таких случаях мы проводим индивидуальные консультации и мастер-классы для родителей воспитанников.

В процессе нашей педагогической деятельности постепенно сложилась определенная авторская система работы по развитию диафрагмального и речевого дыхания. Эта работа тщательного планируется.

Дыхательные упражнения дифференцируются нами в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и ресурсов воспитанников.

В комплекс включаются активизирующие и релаксационные упражнения. Упражнения по нормализации речевого дыхания проводятся в различных формах совместной деятельности, а также в коррекционно-логопедической работе.

images (5)

Цель дыхательных упражнений – научить быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

 Методические рекомендации:

  • Все упражнения проводятся только в игровой форме.
  • Игровые упражнения проводить в проветриваемом помещении, до еды.
  • Необходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.
  • Не допускать мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивании вперед шеи.
  • Одежда не должна стеснять движения.
  • Осанка должна быть правильной при выполнении упражнений как сидя, так и стоя.
  • К каждому упражнению можно подобрать картинку с несложным сюжетом, доступным для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха), иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий.  Это повышает интерес детей к упражнениям, развивает их память, внимание, способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановки.
  • Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко — Ростов н/Д: 2008.]

Коррекционно-развивающая работа осуществляется  на основе учебно-методических материалов и адаптируется к условиям к группы:

  1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. — С-Пб.. 2009
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – Изд-во «Астрель»,2008
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР. -С-Пб.: КАРО, 2005
  4. Волкова Л.С. и др. Логопедия (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -М., 2002
  6. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки
  7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, Москва, «Сфера», 2007г.
  8. Гомзяк О.С Говорим правильно Конспекты фронтальных занятий. 1-3 периоды обучения в старшей логогруппе (М.: Издательство Гном и Д, 2010)
  9. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания для детей 3-7 лет. –М., 2011
  10. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка, Москва, «Просвещение», 2006г.
  11. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. — М., 2012
  12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работы в детском саду. -М.. 2012
  13. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работы в детском саду — М. 2012 Методические рекомендации
  14. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.                        Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие — М.: Генезис, 2010
  15. Трясорукова Т.П.  Речедвигательный тренинг. -Ростов -на -Дону, 2010
  16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I., Ч.2. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. (М.: Альфа, 1993.)
  17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  (М.:  Просвещение, 2008)
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика, Москва, «ВЛАДОС»,1995
  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336.

С Перспективным планом можно ознакомиться здесь