Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

В помощь воспитателю логопедической группы. Тематический цикл «Овощи»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «Овощи»

загруженное (1)

 

Обогатить представления детей об овощах: основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, о пользе для здоровья человека.

Способствовать усвоению лексического материала: овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Развитие диафрагмального дыхания

  • Игровое упражнение «Капли дождя» — для губ, («па-па-па» — плотно сжимаем губы при произнесении)
  • Игровое упражнение «Солнышко и тучка» — упражнение на напряжение и расслабление мимических мышц и мышц туловища с фиксацией внимания на дыхании.

Солнышко зашло за тучку, стало прохладно:

— вдох (сжаться в комок),(задержать дыхание);

Солнце вышло из-за тучки, стало жарко:

— выдох (опустить руки, улыбнуться, расслабиться).

Упражнение на расслабление-напряжение

  • Игровое упражнение «Моем ручки-брызгаемся»
  • (дети имитируют, как они моют руки; потом сжимают пальцы в кулачки и резко разжимают их – «брызги»)

Речевая подвижная игра

  • Хороводная игра «Тыква»

Цель: развивать умение водить хоровод; развитие эмпатии (бережного отношения друг к другу, показать детям, как надо ласково погладить «тыкву» по «спинке».

Поговорить с детьми о тыкве: размер, цвет, как изменяется плод во время роста объяснить значение слов: «крупная, пузатая, желтая, покатая, звонкая, ребристая, спелая, душистая». Приготовить маску или макет ТЫКВЫ.

Тыква маленькой была,
Каждый день она росла.
разрасталась и желтела,
Наливалась и добрела
 Ребенок — «тыква» сидит в центре на корточках,
дети ведут хоровод. Ребенок встает на ноги.
Тот, кто мимо проходил,
Тыкве что-то говорил
«Крупная, пузатая,
Желтая, покатая,
Звонкая, ребристая,
Спелая, душистая!»
Дети подходят к ребенку-«тыкве», гладят по голове,
называя по одному прилагательному,
дети могут добавлять потом свои прилагательные.
Тыкве нравились слова –
Повторит их все она!
Ребенок в маске старается повторить
как можно больше
 названных слов

 

Пальчиковая гимнастика

(за столом, выполнять перед аппликацией, рисованием и др. видами совместной деятельности)

  • Упражнение с пробками «В огород за овощами» (Упражнение выполняется за столом)

Надеваем пластмассовые крышки от бутылок на указательный и средний пальцы обеих рук –это «ножки в ботиночках». Передвигаем пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая», приговаривая:

Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули
Смена рук
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Смена рук
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко

 

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление обобщающего понятия «овощи». (Использовать картинки.)

Наберем сейчас для щей (дети сжимают-разжимают кулачки)
В огороде овощей.
Вот капуста и картошка (загибают пальцы на руке, перечисляя овощи)
Вот морковка, лук, томат.
Моем, чистим, режем, варим (имитируем движения)
И в тарелку наливаем.
Вкусным щам наш папа рад!

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Цель: Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Помидор – помидорчик;       морковь-морковочка
Огурец – огурчик;                  тыква – тыковка;
Лук – лучок;                            свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок;                капуста – капустка;
Горох – горошек;                   картошка – картошечка.

  • Дидактическое упражнение «Чего много в корзине?» (обратить внимание на подготовительную группу)

Цель: Закрепление категории родительного падежа множественного числа.

В корзине много помидоров.

В корзине много огурцов и т. д.

КОММУНИКАЦИЯ

Описание овощей (тыква) по мнемосхемам.

Игра с мячом «Тыква какая?»

Я мяч друзьям передаю, тыкву описать хочу…(дети передают мяч по кругу, называя прилагательное)

Развитие высших психических функций

  • «Я знаю 5 овощей» (игровое упражнение с мячом)
  • Загадки,
  • «4 лишний»

Развитие графических навыков

Дети по трафарету обводят овощи и фрукты и раскрашивают, (штриховка).

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Репка» (или «Мужик и медведь»)

  • Игра «Вершки и корешки»

Цель: развитие мышления

Воспитатель называет овощи, а дети поднимают руки вверх («вершки») или опускают вниз («корешки»), показывая, что съедобно, а что нет.