В помощь воспитателю логопедической группы. Тематический цикл «Овощи»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «Овощи»
Обогатить представления детей об овощах: основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, о пользе для здоровья человека.
Способствовать усвоению лексического материала: овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.
Развитие диафрагмального дыхания
- Игровое упражнение «Капли дождя» — для губ, («па-па-па» — плотно сжимаем губы при произнесении)
- Игровое упражнение «Солнышко и тучка» — упражнение на напряжение и расслабление мимических мышц и мышц туловища с фиксацией внимания на дыхании.
Солнышко зашло за тучку, стало прохладно:
— вдох (сжаться в комок),(задержать дыхание);
Солнце вышло из-за тучки, стало жарко:
— выдох (опустить руки, улыбнуться, расслабиться).
Упражнение на расслабление-напряжение
- Игровое упражнение «Моем ручки-брызгаемся»
- (дети имитируют, как они моют руки; потом сжимают пальцы в кулачки и резко разжимают их – «брызги»)
Речевая подвижная игра
- Хороводная игра «Тыква»
Цель: развивать умение водить хоровод; развитие эмпатии (бережного отношения друг к другу, показать детям, как надо ласково погладить «тыкву» по «спинке».
Поговорить с детьми о тыкве: размер, цвет, как изменяется плод во время роста объяснить значение слов: «крупная, пузатая, желтая, покатая, звонкая, ребристая, спелая, душистая». Приготовить маску или макет ТЫКВЫ.
Тыква маленькой была, Каждый день она росла. разрасталась и желтела, Наливалась и добрела |
Ребенок — «тыква» сидит в центре на корточках, дети ведут хоровод. Ребенок встает на ноги. |
Тот, кто мимо проходил, Тыкве что-то говорил «Крупная, пузатая, Желтая, покатая, Звонкая, ребристая, Спелая, душистая!» |
Дети подходят к ребенку-«тыкве», гладят по голове, называя по одному прилагательному, дети могут добавлять потом свои прилагательные. |
Тыкве нравились слова – Повторит их все она! |
Ребенок в маске старается повторить как можно больше названных слов |
Пальчиковая гимнастика
(за столом, выполнять перед аппликацией, рисованием и др. видами совместной деятельности)
- Упражнение с пробками «В огород за овощами» (Упражнение выполняется за столом)
Надеваем пластмассовые крышки от бутылок на указательный и средний пальцы обеих рук –это «ножки в ботиночках». Передвигаем пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая», приговаривая:
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули
Смена рук
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Смена рук
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление обобщающего понятия «овощи». (Использовать картинки.)
Наберем сейчас для щей (дети сжимают-разжимают кулачки)
В огороде овощей.
Вот капуста и картошка (загибают пальцы на руке, перечисляя овощи)
Вот морковка, лук, томат.
Моем, чистим, режем, варим (имитируем движения)
И в тарелку наливаем.
Вкусным щам наш папа рад!
Лексико-грамматические игры и упражнения
- Дидактическое упражнение «Назови ласково»
Цель: Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
- Дидактическое упражнение «Чего много в корзине?» (обратить внимание на подготовительную группу)
Цель: Закрепление категории родительного падежа множественного числа.
В корзине много помидоров.
В корзине много огурцов и т. д.
КОММУНИКАЦИЯ
Описание овощей (тыква) по мнемосхемам.
Игра с мячом «Тыква какая?»
Я мяч друзьям передаю, тыкву описать хочу…(дети передают мяч по кругу, называя прилагательное)
Развитие высших психических функций
- «Я знаю 5 овощей» (игровое упражнение с мячом)
- Загадки,
- «4 лишний»
Развитие графических навыков
Дети по трафарету обводят овощи и фрукты и раскрашивают, (штриховка).
Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Репка» (или «Мужик и медведь»)
- Игра «Вершки и корешки»
Цель: развитие мышления
Воспитатель называет овощи, а дети поднимают руки вверх («вершки») или опускают вниз («корешки»), показывая, что съедобно, а что нет.