Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

В помощь воспитателю логопедической группы.Тематический цикл «Осень»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «Осень» 

загруженное (3)

 

Обогатить представления детей об основных признаках осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).

Способствовать усвоению лексического материала: осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.

Развитие диафрагмального дыхания

  • Игровое упражнение «Ветер-ветерок».
  1. «порыв ветра» — резкий краткий выдох.
  2. «дует легкий ветерок» — легкий плавный выдох.

Упражнение на расслабление-напряжение

  • Игровое упражнение  «Листики полетели»

Поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленные руки вперед-назад, ноги «пружинка»

Подвижная игра на развитие общей моторики «Осень»

Дни становятся короче,
Но зато длиннее ночи.
Листья желтые кружатся
Тихо на асфальт ложатся.
Птицы улетели в дальние края,
«До свиданья, птицы!» — помашу им я.
Грустно стало очень,
Потому что осень.

 

Прямые руки в стороны, перед собой.
Руки в стороны
Руки вверх, медленно опускаются. Кисти двигаются, имитируя падающие листья.
Дети приседают, кисти рук касаются пола.
Стоя на носочках, машут прямыми руками, как крыльями.
Машут правой поднятой рукой.
Руки опущены, голова наклонена.

 

КОММУНИКАЦИЯ                            

  • Картинка 2. Осень

Текст рассказа по предложениям:

  1. Наступила осень.
  2. Солнце светит мало и греет слабо.
  3. Небо затянуто серыми тучами, моросит холодный дождь.
  4. На дорогах лужи, грязь.
  5. Листья на деревьях покраснели и пожелтели.
  6. Часто дует сильный ветер, начинается листопад.
  7. Люди одеваются теплее, потому что становится холоднее.
  8. В садах, полях и огородах собирают урожай.
  9. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

 

Вопросы к предложениям:

  1. Какое время года наступило?
  2. Как светит и греет солнце?
  3. Что на небе, какой дождь моросит?
  4. Что на дорогах?
  5. Что произошло с листьями на деревьях?
  6. Какой часто дует ветер и что начинается?
  7. Почему люди одеваются теплее?
  8. Где собирают урожай?
  9. Что делают перелетные птицы?

 

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • Дидактическое упражнение «К нам пришла осень».

Цель: развитие умения образовывать падежные окончания.

Мы ждали… (осень).
Долго не было… (осени).
Мы рады… (осени).
Мы одеваемся тепло… (осенью).
Мы поем песни об… (осени).
Мы любим… (осень).

 

  • Дидактическая игра «Какая?» (с опорой на картинки)

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными.

Осень (какая?) – холодная, пасмурная, ветреная…

 

 

ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

  • Дидактическая игра «Угадай слово».

Цель: развитие умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе. (Окончания глаголов выделяются голосом).

Ветер дует, а ветры… Цветок увядает, а цветы…
Птица улетает, а птицы… Холод наступает, а холода…
Лист желтеет, а листья… Урожай созревает, а урожаи…
Дождь моросит, а дожди… Лист падает, а листья…

 

Развитие высших психических функций

  • Загадки;
  • «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»)
  • Ассоциативная цепочка к слову «осень» (лист, лужа, гриб, корзина…)
  • Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени)

 

Развитие графических навыков

Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам