В помощь воспитателю логопедической группы. Тематический цикл «Фрукты»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «Фрукты»
Обогатить представления детей о фруктах, вспомнить основные названия фруктов, где они растут; что из них можно приготовить; их польза для здоровья человека; как ухаживают за фруктовыми деревьями.
Способствовать усвоению лексического материала: фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.
Развитие диафрагмального дыхания
- Игровое упражнение «Вот так урожай!»:
а) вдох — улыбнувшись, развести руки в стороны;
б) выдох — хлопок перед грудью: «Ах!».
Поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава по бокам.
Упражнение на расслабление-напряжение
- Игровое упражнение «Моем ручки-брызгаемся»
(дети имитируют, как они моют руки; потом сжимают пальцы в кулачки и резко разжимают их – «брызги»)
Хороводная игра «Яблочко» (воспитатель стоит в центре круга)
Цель: развитие темпа, ритма речи; формирование способностей соотносить речь и движение.
Красненькое яблочко На веточки весит, На девочек и мальчиков С веточки глядит. Кто его достанет, Кто его сорвет, Тот сладенькое яблочко К себе положит в рот. Раз, два, три, Ну, попробуй — ка сорви! |
Взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова Останавливаются. Идут в центр круга, делают хлопок над головой Отходят назад, делают хлопок над головой Идут по кругу в противоположном направлении Останавливаются Хлопают три раза в ладоши |
Пальчиковая гимнастика «Отгадай фрукт»
Воспитатель произносит текст, а дети загибают пальцы на руке:
Мы с закрытыми глазами фрукты выбирали.
Их потрогали, поели -сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан.
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое, хрустящее, сладкое.
И на вкус приятная груша ароматная.
Лексико-грамматические игры и упражнения
- Дидактическое упражнение «Один — много».
Цель: развивать умение образовывать множественное число существительных
это —лимон, а это— лимоны;
это — груша, а это — груши и т. д.
- Дидактическое упражнение «Какого фрукта не стало?»
Цель: развивать умение образовывать форму родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре — пять картинок с изображением фруктов. Педагог незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.
- Дидактическое упражнение «Что приготовим?»
из яблока — яблочное повидло;
из банана — банановое пюре;
из лимона — лимонный сок;
из груши — грушевый компот.
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
- Дидактическое упражнение «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.
На доске — 6—7 картинок. Педагог спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива». И т. д.
КОММУНИКАЦИЯ
- Рассказ-описание «Лимон» (опора на мнемотаблицу)
Развитие высших психических функций
- Загадки,
- «4 лишний»,
- «Я знаю 5 фруктов» (игровое упражнение с мячом)
Развитие графических навыков
- Лабиринт с яблоком
Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам