В помощь родителям. Звуки и буквы
В помощь родителям. Звуки и буквы
Уважаемые родители!
Необходимо четко разграничить для ребенка понятия «ЗВУК» и «БУКВА».
Звук мы слышим и произносим.
Букву мы пишем и видим.
К сожалению, трудность заключается в том, что количество букв не соответствует количеству звуков. Так, например, в нашем русском языке всего 6 гласных звуков [А, О, У, И, Ы, Э] и 10 гласных букв: «А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ё, Е, Ю», так как четыре буквы обозначают два звука [ЙА], [ЙО], [ЙЭ], [ЙУ] или один звук [А], [О], [Э], [У] в зависимости от места, где они стоят, что несомненно затрудняет понимание ребенком звукобуквенной системы русского алфавита. Поэтому знакомство с так называемыми йотированными гласными буквами мы рекомендуем оставлять на заключительный этап знакомства со звуками и буквами.
Мы слышим звуки, а не буквы!
Гласный звук принято обозначать красным цветом –
Гласный всегда красный.
Что же касается согласных звуков и букв, то здесь тоже свои сложности. Звук произносится совсем не так, как называется буква, его обозначающая. Например, в русском алфавите есть буква «Бэ», а звук будет звучать отрывисто [Б], а не «бэ». Звук буквы «Ша» будет звучать [Ш], а не «шэ».
Кроме того, согласные буквы объединяются в пары по твердости-мягкости: буква «Бэ» может обозначать два звука – твердый звук [Б] и мягкий звук [Б`].
Есть согласные — всегда твердые — Ж, Ш, Ц.
Есть согласные — всегда мягкие — Й, Ч, Щ.
Согласные твердые мы обозначаем синим цветом.
Согласные мягкие – зеленым.
Игровое упражнение «Сигнальщики». Ребенок поднимает сигнальный кружок или карандаш (красный, синий, зеленый) в зависимости от того, какой звук услышал: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.
Игровое упражнение «Кулачки-ладошки». Если ребенок слышит твердый звук – сжимает кулачки, если мягкий – ладошки.
Дети знакомятся с понятиями звонкий и глухой согласные звуки. Эти характеристики мы определяем на слух и по вибрации голосовых связок. При произнесении звонкого согласного звука голосовые связки вибрируют. Это можно ощутить, положив ладонь на область горла. Звонкие звуки, такие как [Б], [З], [В] и т.д., образуются при участии голоса. При образовании таких звуков, как [П], [С], [Ф] и т.д., голосовые связки не участвуют, мы не ощутим ладонью вибрации в горле. Это глухие звуки, они произносятся без участия голоса.
Игровое упражнение «Звоночки». Если звук звонкий, ребенок имитирует игру на колокольчике, если звук глухой — закрывает ушки.