Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Статья «Формирование связной речи дошкольников через приемы мнемотехники»

01 02

Приложение к информационному вестнику «Педагогическое обозрение» «Дошкольный вестник», ноябрь 2012, №7 – статья «Формирование связной речи дошкольников через приемы мнемотехники».

Формирование связной речи дошкольников через приемы мнемотехники

Зарецкая Елена Геннадьевна, учитель-логопед, 1 квалификационная категория

МКДОУ №374 г. Новосибирск

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важнейшим условием умственного развития ребенка.

Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Связная речь неотделима от мира мыслей. Здесь отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Ни для кого не секрет, что в речи детей дошкольного возраста существует много проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии связной речи дошкольников — очень сложное дело.        Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Мы обратили свое внимание на приемы мнемотехники, которые облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Что же такое «мнемотехника»?  Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об объектах природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и конечно, развитие речи.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Таким образом мнемотехника содержит в себе 2 важнейших фактора, облегчающих процесс становления связной речи, о которых много писали Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин: во- первых, наглядность, и во-вторых, план высказывания.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует решению таких задач, как:

  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
  • ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Ведется большая предварительная работа (педагога и детей):

  1. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
  2. Обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества.
  3. Подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудио материала.
  4. Выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии, создание мотивационной основы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями, Большева Т.В. -коллажем, Ефименкова Л.Н. — схемой составления рассказа.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а именно символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное, нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Итак, работа строится из нескольких этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. (например, острые зубы — волк)
  3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемосхемы для составления описательных рассказов    помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, такого как в стихах.  Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.          Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания уже своей схемы.

Если в начале работы педагоги используют готовые мнемосхемы, то в дальнейшем возникает потребность в совместном творчестве ребенка со взрослым. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща. А существующую проблему взаимодействия ребенка, педагогов и родителей мы решаем путем формирования стремления у родителей и детей к творческому самовыражению и сотрудничеству. Так у нас появились мнемодорожек и мнемотаблицы с загадками, стихами, сказками, пословицами, в создании которых принимали участие дети вместе с родителями.

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность, так как    содержание текстов, используемых при развитии связной речи становятся осязаемыми, видимыми, представляемыми.

Конечно, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа. Параллельно с этим используются речевые игры, настольные игры, изодеятельность, конструирование (дома для героев сказок), работа по развитию тактильной памяти, воображения (умение выражать свои ощущения от прикосновений (тактильные дощечки).

Конечно, анализируя нашу работу, рано еще говорить о каких-то серьезных результатах. Но нельзя не отметить, что изучив достаточно большое количество научной и методической литературы, пробуя на практике приемы, рекомендованные ведущими педагогами, мы с коллегами пришли к выводу, что работая в этом направлении, мы делаем наше общение с детьми интересным, доступным, и как следствие, более результативным. Творческая методика -мнемотехника — интересна и детям, и педагогам, а согласитесь, — это важный фактор в нашей коррекционной работе.

Список литературы

  1. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто»- Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  2. Большевой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».- Детство-Пресс, 2005.
  3. Боровских Л. А. «Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей».- М. АРКТИ, 2000.
  4. Медведева И.Я., Шишова Т.Д. «Книга для трудных родителей», «Чтобы ребенок не был трудным»
  5. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие» — М.: Генезис, 2010
  6. Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»