Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Развитие слухового внимания

Фонематический слух – основа правильной речи

images

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Мы предлагаем Вашему вниманию несколько игр на развитие слухового внимания. Наберитесь терпения! Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить неправильное произношение!

Но самое главное, Ваш малыш будет чувствовать, что рядом с ним близкий ему человек. В такие игры можно играть всей семьей – не забудьте про бабушек и дедушек!

Итак, поиграйте дома!

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»  Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Например, лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Кто внимательнее».  Взрослый предлагает ребёнку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

Отругала мама зайку – не надел под свитер гайку (майку). Много снега во дворе – едут танки по горе (санки). Хулиганам не до шутки, если Рекс в собачьей дудке (будке). Не случайно у сестрички с фантиками две косички (бантиками).