Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Развитие диафрагмального и речевого дыхания

Развитие диафрагмального и речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дошкольники, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Уважаемые родители! Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности ребенка, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Если возникли сомнения или вопросы, связанные с дыханием малыша, мы рекомендуем Вам обязательно записаться на консультацию к таким специалистам, как педиатр и невролог.

А мы хотим предложить Вашему вниманию игры, в которые дети играют с большим удовольствием. С одной стороны, они просты и понятны, с другой — выполняют важную задачу — способствуют развитию диафрагмального и речевого дыхания.

Играйте дома всей семьей! Можно даже устроить соревнования! Не забудьте пригласить бабушку и дедушку! Пусть малыш чувствует, что рядом родные ему люди!

Помните, что это прежде всего игра, но при этом старайтесь обращать внимание на правильность выполнения некоторых движений.

Итак, поиграйте дома!

«Поиграем животиками»

Развитие диафрагмального дыхания.

В положение лежа на спине, ребенок кладет руку себе на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы было еще интересней, можно положить на животик игрушку. Когда малыш сделает вдох, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

 

«Кораблик»

Развитие диафрагмального дыхания.

Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается), дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

 

«Трубач»

Попросите ребенка поднести к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно подуйте в «трубу». Похвалите, если Ваш малыш сделал это длительно. Устройте соревнование: кто дольше всех сумеет дуть в «трубу»!

 

«Забей гол», «Сдуй ватку»

Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос – выдох делаем через рот, не поднимая плеч. Щечки не надуваются!

 

«Чайник закипел», «Шторм в стакане».

В стакан налейте 150 граммов воды и вставьте туда трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливаем выдох – он кипит, ещё усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем – плечи не поднимать.

 

«Топор»

Попросите ребенка встать. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

Разнообразные дудочки, трубочки, свистульки, игра на духовых музыкальных инструментах, мыльные пузыри помогают формировать сильную струю воздуха.