Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Обоснование выбора образовательной программы и учебно-методической литературы

 

kniga

Планирование составлено в соответствии с «Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др. Это комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

В содержании логопедических программ и учебно-методической литературы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость осуществления дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

В Программе и учебно-методической литературе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие ПРИНЦИПЫ дошкольной коррекционной педагогики: 

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Данный программно-методический подход отвечает требованиям   федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: использование разнообразных форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, с учетом интересов и возможностей каждого ребенка, социальной ситуации его развития; эмоционального благополучия.

Интегрированная образовательная деятельность – благоприятно и эффективно оказывает влияние на речь детей, на двигательную сферу, на эмоциональное восприятие, на диалогическое общение детей и педагогов. Важным условием является включение разнообразных игровых ситуаций, вариативных упражнений, музыкального сопровождения, изобразительной деятельности.

Синергетический подход позволяет акцентировать внимание на согласованности взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, музыкального работника, работника физической культуры, психолога.

На основании изученных материалов, соблюдая принципы последовательности, систематичности, повторности и контроля, нами выстроена определенная система работы с использованием следующей учебно-методической литературы:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
  2. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР.- С-Пб.. 2009
  3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – Изд-во «Астрель»,2008
  4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР.-С-Пб.: КАРО, 2005
  5. Вартапетова Г.М. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с   нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к   школе. Н., 2005
  6. Волкова Л.С. и др. Логопедия (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.-М., 2002
  8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
  9. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки
  10. Гомзяк О.С Говорим правильно Конспекты фронтальных занятий. 1-3 периоды обучения в старшей логогруппе (М.: Издательство Гном и Д, 2010)
  11. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР (М.: Издательство Гном и Д, 2009)
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.-М., 201
  13. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работы в детском саду.-М.. 2012
  14. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работы в детском саду — М.. 2012 Методические рекомендации
  15. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий.-М.: ТЦ Сфера, 2009)
  16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336.
  17. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие — М.: Генезис, 2010
  18. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
  19. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
  20. Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг. -Ростов -на -Дону, 2010
  21. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I., Ч.2.. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. (М.: Альфа, 1993.)
  22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. (М.:  Просвещение, 2008)
  23. Чистякова М.И. Психогимнастика, Москва, «ВЛАДОС»,1995