Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Мнемотехника

WP_20131029_011

В своей коррекционной работе мы используем различные современные творческие технологии, одна из которых – мнемотехника.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важнейшим условием умственного развития ребенка.

Развитие связной речи детей – одна из главных задач нашего детского сада. Связная речь неотделима от мира мыслей. Здесь отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Не для кого не секрет, что в речи детей дошкольного возраста существует много проблем.

Необходимо помочь детям говорить красиво, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающего мира.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда и ребенка была интересной, занимательной, развивающей.

Мы предлагаем вашему вниманию приемы мнемотехники, которые облегчают процесс запоминания и увеличивают объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций.

Итак, что же такое «мнемотехника»?  Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об объектах природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа.

Так как наглядный материал дошкольниками усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Таким образом, мнемотехника содержит в себе 2 важнейших фактора, облегчающих процесс становления связной речи, о которых много писали Лев Семенович Выготский и Даниил Борисович Эльконин: наглядность и наличие плана высказывания.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

DSCF0536

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при рассказывании стихов.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами способствует решению таких задач, как:

  1. развитие связной речи;
  2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  3. развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
  4. ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Проводится большая предварительная работа:

  1. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
  2. Обсуждение с детьми проведенных ранее наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества.
  3. Подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиоматериала.
  4. Выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей, создание мотивационной основы деятельности.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а именно символов. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем цветные мнемотаблицы. У детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложняем или заменяем другой заставкой — изображаем персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу!

 Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.  Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы всегда начинаем свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

WP_20130528_003 WP_20130528_006

Итак, знакомство с мнемотаблицами в нашей группе состоит из нескольких этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. (например, острые зубы — волк)
  3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемосхемы для составления описательных рассказов на лексические темы (об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых) — цветные и черно-белые. Они помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, такого как в стихах.  Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

WP_20130530_010

Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания уже своей схемы.

Если в начале работы наши педагоги используют готовые мнемосхемы, то в дальнейшем возникает потребность в совместном творчестве ребенка со взрослым. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

WP_20130527_009

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к совместной деятельности, повышается её эффективность, так как содержание текстов, используемых при развитии связной речи, становится осязаемым, видимым, представляемым!

Список литературы

  1. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто — Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  2. Большевой Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Детство-Пресс, 2005.
  3. Боровских Л. А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей .- М. АРКТИ, 2000.
  4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
  5. Медведева И.Я., Шишова Т.Д. Книга для трудных родителей. Чтобы ребенок не был трудным.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: генезис, 2010
  7. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.