Массаж и самомассаж. Блок «Здоровые глаза»
Опыт показывает, что сегодня нет ребенка, которому не был бы дважды в год показан курс массажа. Самомассаж является одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики телесных состояний, общей гармонизации организма.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов:
1) взрослый массирует тело ребенка сам,
затем 2) руками самого ребенка, наложив сверху свои руки.
3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа.
Можно предложить на выбор несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее приятную и комфортную; попросить ребенка что-нибудь нарисовать в завершении самомассажа.
Блок «Здоровые глаза» является эффективным методом поддержания всех систем зрения и их коррекции; активизирует кровоснабжение мозга и, опосредованно, многие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполняется 15-20 раз; желательно 2-3 раза в день.
В своей коррекционной работе мы включает элементы самомассажа в совместной деятельность различных форм, в утреннюю гимнастику и гимнастику после дневного сна.
- Сильно растереть ладони, ступни и каждый палец рук и ног (можно применять массажные мячики и др. массажеры)
- Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками.
- Обеими руками активно помассировать:
— лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам и обратно, зажав их между пальцами; височные впадины;
— области перед и за ушами, уши вниз и вверх, «пролопоушить» уши;
— крылья носа от основания к переносице о обратно, повращать кончик носа; шею от основания до корней волос на затылке; подбородок.
- Массировать активные точки:
— в центре лба, между бровями, над внутренними и внешними окончаниями бровей;
— рядом с внутренними и внешними уголками глаз;
— у основания крыльев носа; в углублении между нижней губой и подбородком.
- Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яблоко (5 сек.), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2-3 раза. Помассировать, похлопать нижнее веко.
- Встав у окна выбрать 2 предмета: один на расстоянии 1 метра от глаз, другой в 20-30 метрах. Фокусировать внимание в течение 10-20 сек. То на ближнем, то на дальнем объекте.
- Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10-20 сек., затем открыть глаза и быстро поморгать.
Каждому элементу массажа мы придумываем название, понятное для ребенка. Можно использовать небольшие стихотворные формы, потешки, русские народные песенки.
Например, стихотворение «Вот глаза у нас какие…».
Текст произносим медленно, делаем долгие смысловые паузы, давая время ребенку для растирания или поглаживания:
Вот глаза у нас какие –Голубые, голубые! | Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яблоко (5 сек.), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2-3 раза. Помассировать, похлопать нижнее веко. |
Носик кнопочкой у нас, | Обеими руками активно помассировать крылья носа от основания к переносице о обратно, повращать кончик носа. |
Брови-Ниточки у глаз. | Обеими руками активно помассировать лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам и обратно, зажав их между пальцами; височные впадины |
Ушки маленькие, | Обеими руками активно помассировать области перед и за ушами, уши вниз и вверх, «пролопоушить» уши |
Губки аленькие. | «пошлёпать губами» |
Ушки, | Обеими руками активно помассировать: области перед и за ушами, уши вниз и вверх, «пролопоушить» уши |
шея | Обеими руками активно помассировать шею от основания до корней волос на затылке |
щечки, | Похлопать, подрумянить щеки |
лобик | Обеими руками активно помассировать лоб от центра к корням волос |
И наш пухленький…животик! | Круговые движения рукой по часовой стрелке по животику.Не забудьте улыбнуться! |
И заканчиваем: Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10-20 сек., затем открыть глаза и быстро поморгать. Молодцы! |
Самомассаж в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребенком.
Методические рекомендации опираются на материалы книги А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» — М., 2010.