Детский сад N 374
комбинированного вида

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Куклотерапия

DSCF0620

В своей коррекционной работе мы используем различные современные творческие технологии, одна из которых – куклотерапия.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В нашей стране куклотерапию начали использовать в начале 20 века с целью оздоровления детей, лечения неврозов, обучения, лечения детей с ограниченными возможностями. В этой работе принимал участие Ленинградский «Театр Петрушки».

В наше время разработкой методов и приемов куклотерапии занимаются известные психологи И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

  • психодраме,
  • игротерапии,
  • сказкотерапии,
  • арт-терапии.

DSCF0496

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную  — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения (нами в работе используются игровые упражнения  с «гречневыми куколками», в изготовлении которых дети сами принимали участие);
  • воспитательную – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций (в нашей работе мы используем пальчиковый театр —  активизация мыслительной и речевой деятельности детей через решение проблемной ситуации);
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия), развитие моторики;
  • обогащение и активизация словарного запаса, развитие связной речи.

Творческую работу с куклой мы строим в 3 этапа:

  1. Изготовление куклы.
  2. Церемония оживления куклы.
  3. Постановка мини-спектаклей, рассказывание сказок, выполнение сюжетных заданий Ведущего с помо­щью кукол и т.п.

DSCF0619

Куклотерапия  применяется нами в различных формах. Одной из самых действенных форм работы мы считаем «кукольный театр».  Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Кукла — как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление (В нашей работе мы используем  «Театр эмоций»).

DSCF0615

В игре можно использовать: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

В куклотерапии решаются следующие коррекционно — воспитательные задачи:

  1. Развитие познавательной сферы ребенка.
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  3. Формирование коммуникативных навыков.
  4. Обогащение представлений об окружающем мире.
  5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
  6. Активизация и развитие речи.
  7. Работа по устранению страхов и отрицательных эмоций.

Структура совместной деятельности:

  1. Начало включает ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единое целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
  2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
  3. Основная часть. В основную часть входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
  4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
  5. Окончание – своеобразное подведение итогов.

Продолжительность: в индивидуальной форме (15-20 минут) и групповой (30 минут).

В куклотерапии развитие личности и развитие связной речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Творчество.
  4. Эмоциональность: эмоциональное сопереживание образам.
  5. Произвольность.
  6. Если говорить о связной речи, то мы наблюдаем следующую динамику: от продолжения фраз взрослого, переход к словесным рассуждениям и к творческим импровизациям по сюжету в играх-макетах.

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога.

Используя в работе приемы куклотерапии, мы делаем наше общение в детьми интересным, доступным, и как следствие —  более результативным.

Куклотерапия интересна и детям, и педагогам, согласитесь, это важный фактор в нашей коррекционно-развивающей работе.

  1. Медведева И.Я., Шишова Т.Д. Книга для трудных родителей. Чтобы ребенок не был трудным»
  2. Петрова С. В. Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего до- школьного возраста с предоставлением практического материала по работе с куклами // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие — М.: Генезис, 2010
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.:Айрис-пресс, 2005.
  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки М.: Генезис, 2005.