Куклотерапия
В своей коррекционной работе мы используем различные современные творческие технологии, одна из которых – куклотерапия.
Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В нашей стране куклотерапию начали использовать в начале 20 века с целью оздоровления детей, лечения неврозов, обучения, лечения детей с ограниченными возможностями. В этой работе принимал участие Ленинградский «Театр Петрушки».
В наше время разработкой методов и приемов куклотерапии занимаются известные психологи И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:
- психодраме,
- игротерапии,
- сказкотерапии,
- арт-терапии.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения (нами в работе используются игровые упражнения с «гречневыми куколками», в изготовлении которых дети сами принимали участие);
- воспитательную – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций (в нашей работе мы используем пальчиковый театр — активизация мыслительной и речевой деятельности детей через решение проблемной ситуации);
- развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия), развитие моторики;
- обогащение и активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Творческую работу с куклой мы строим в 3 этапа:
- Изготовление куклы.
- Церемония оживления куклы.
- Постановка мини-спектаклей, рассказывание сказок, выполнение сюжетных заданий Ведущего с помощью кукол и т.п.
Куклотерапия применяется нами в различных формах. Одной из самых действенных форм работы мы считаем «кукольный театр». Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.
Кукла — как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.
Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление (В нашей работе мы используем «Театр эмоций»).
В игре можно использовать: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.
В куклотерапии решаются следующие коррекционно — воспитательные задачи:
- Развитие познавательной сферы ребенка.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Обогащение представлений об окружающем мире.
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
- Активизация и развитие речи.
- Работа по устранению страхов и отрицательных эмоций.
Структура совместной деятельности:
- Начало включает ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единое целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
- Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
- Основная часть. В основную часть входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
- Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
- Окончание – своеобразное подведение итогов.
Продолжительность: в индивидуальной форме (15-20 минут) и групповой (30 минут).
В куклотерапии развитие личности и развитие связной речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
- Активность.
- Самостоятельность.
- Творчество.
- Эмоциональность: эмоциональное сопереживание образам.
- Произвольность.
- Если говорить о связной речи, то мы наблюдаем следующую динамику: от продолжения фраз взрослого, переход к словесным рассуждениям и к творческим импровизациям по сюжету в играх-макетах.
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога.
Используя в работе приемы куклотерапии, мы делаем наше общение в детьми интересным, доступным, и как следствие — более результативным.
Куклотерапия интересна и детям, и педагогам, согласитесь, это важный фактор в нашей коррекционно-развивающей работе.
- Медведева И.Я., Шишова Т.Д. Книга для трудных родителей. Чтобы ребенок не был трудным»
- Петрова С. В. Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего до- школьного возраста с предоставлением практического материала по работе с куклами // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие — М.: Генезис, 2010
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.:Айрис-пресс, 2005.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки М.: Генезис, 2005.