Игровое упражнение «Тактильные дощечки»
Уважаемые коллеги!
Обычно дошкольники легче запоминают то, что им интересно, что произвело эмоциональное впечатление. Но в любом случае количество запомненного материала зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия, классификация. Старшие дошкольники уже осваивают элементы произвольного запоминания, которые легче всего формируются в игре. Содержание памяти дошкольника составляют представления об окружающей действительности, а по мере развития ребенка они совершенствуются и дополняются.
Развитие всех видов памяти тесно связана с развитием воображения дошкольника. Беря начало в игре, воображение охватывает и другие виды деятельности — рисование, сочинение стихов, сказок, песенок. Именно в старшем возрасте встречаются элементы подлинного творчества, фантазирования, новизны. Воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы: непроизвольное сменяется произвольным (опосредованным) Если в начале ребенок строит свои произведения на образах памяти, то потом овладевает умением трансформировать их.
Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны. Именно с этой целью мы большое внимание уделяем игровым упражнениям с тактильными дощечками.
Игровые упражнения с «тактильными дощечками» способствуют:
- развитию тактильных ощущений;
- развитию тактильной памяти;
- развитию связной речи, умение выражать свои ощущения от прикосновений;
- развитию воображения, фантазии
- развитию эмпатии, снятию психоэмоционального напряжения
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент совместной деятельности «Космическое путешествие», где используется игровое упражнение с «тактильными дощечками».
Педагог: А вот сейчас я приглашаю вас в космический путешествие. Мы пролетаем мимо прекрасных и таинственных планет.
Попробуем рассказать о том, что невозможно увидеть глазами, а можно только почувствовать.
(Проигрывается с каждым ребенком индивидуально)
Закрой глаза! (выкладывается тактильная дощечка).
Попробуй почувствовать, какая поверхность у твоей планеты?
- Она теплая или холодная?
- Тебе приятно ее трогать?
- Как ты думаешь, она обитаема?
- Тебе хотелось бы на ней погостить?
- Ты можешь дать название этой планете?
Примечание: Дети практически всегда с интересом и положительно оценивают поверхность дощечек. Часто помимо описания своих ощущений они дают объектам «имя» (пушистая, мягкая, колючий – «Пушистик», «Комочек», «Ежик», «Жабка»).
Желаю удачи!